Все это стало причиной постепенного отказа от личного автотранспорта во многих городах мира. Пальму первенства в этом отношении взяли различные европейские столицы. Еще бы, ведь они строились задолго до появления машин, поэтому их узкие улочки просто не приспособлены выдерживать сумасшедший автомобильный траффик. В итоге, с машинами стали бороться. Так, например, в ближайшее время 24 улицы Мадрида полностью освободят от автомобилей. В центре там уже можно ездить только на велосипедах или ходить пешком, и это не предел, считают мадридские власти.
Аналогичная ситуация в Париже, где центральные улицы тоже постепенно освобождают от автомобилей. Там был реализован весьма смелый эксперимент: в некоторые дни центр города полностью недоступен для частного транспорта. И ничего, такая практика пришлась по душе парижанам. К тому же, в сердце Франции проложили бесчисленное количество велодорожек и удобных тротуаров для пешеходов.
Гамбург можно назвать городом пешеходов. Там создана специальная "зеленая сеть". Это парки, которые соединяются системой тротуаров и велодорожек. Как говорят местные жители, по городу стало удобнее передвигаться.
Ну а, например, Копенгаген — это не только город пешеходов, но и город велосипедистов. Там проблемой засилья автотранспорта озаботились еще лет 30 назад и стали резко ограничивать возможности автомобилистов. В итоге, почти половина населения города попросту отказалась от частных машин и пересела на велосипеды: так и экономнее, и экологичнее, и здоровее. Сегодня в Копенгагене проложено более 300 километров велодорожек.
Но это все старые города, там можно только ограничить движения транспорта, а перестроить их с учетом высоких экологических стандартов уже не получится. Поэтому в мире активно строятся новые настоящие города пешеходов, принципиально свободные от машин. Их планировка такова, что из любого места за 10-20 минут можно будет добраться куда угодно, крутя педали или на своих двоих.
Такой город строят в Китае, он будет называться Great City и, по замыслу архитекторов, никогда не узнает, что такое выхлопные газы автомобильной пробки. Зеленый город станет настоящей экологической Меккой КНР. Там вопрос экологии актуален особенно.
Похожий город Масдар возводят неподалеку от Абу-Даби. В нем тоже избавятся от машин, а вся энергетика будет базироваться на природных источниках: ветре и солнце. Такой вот получится оазис в пустыне.
И, наконец, город пешеходов вскоре появится в Пуэрто-Рико, называется он Сан-Хуан. Правительство вложило огромные деньги в перестройку этого города с учетом сверх высоких экологических стандартов. Как заявляют в Сан-Хуане, город будет представлять собой огромный зеленый парк.
Отметим, что опыт других государств показывает: город пешеходов — это реальность, а отказ от личного автотранспорта не является трагедией, если хорошо развит общественный транспорт, велодорожки и тротуары. В России такие принципы постепенно внедряются. Например, в Тюмени можно отметить жилые комплексы "Апрель" и "Ожогино", где успешно реализуется программа двор без машин. Грамотно организованная инфраструктура и сеть специальных парковок позволили добиться того, что дворы полностью освобождены от загазованности и ревущих моторов. А это — чистый воздух и, главное, здоровье жителей.